Тема политики нечасто звучит в психологической работе. Далекая от психологических вопросов тема? А может, наоборот — слишком близкая к ним и крайне значимая? Попробуем разобраться, связаны ли как-то политические взгляды человека и его личностные особенности.
Какими могут быть политические пристрастия
По большому счету, политическая позиция любого человека тяготеет к одному из двух противоположных полюсов: к либеральным политическим взглядам или к консервативным.
Либеральные, или левые, политические идеи, говорят о важности личных свобод человека, а консервативные выступают за традиционные (и, по сути, христианские) ценности, в основе которых лежит общность групповых, общественных, семейных интересов — в противоположность индивидуализму либерального подхода.
Отношения со Властью
Причем же здесь психология, спросите вы? Дело в том, что наши политические взгляды во многом формируются через наш детский опыт выстраивания отношений с мужчинами и отцом, а точнее – с Отцом; через опыт отношений с Властью, которую обычно символизирует Отец, а также с правилами, которые он обозначает ребенку.
Если ранний детский опыт человека складывается так, что правила, которые ему прививают, слишком жесткие, или же они приемлемые, но обозначаются в жесткой или даже жестокой форме, это рождает в ребенке сильное чувство несправедливости (злости и гнева), в результате чего у него формируется протест против таких видящихся несправедливыми правил.
В последующем этот протест — по мере того, как человек будет расти и становиться взрослым – бессознательным образом выстроится в систему взглядов, в которой Власть будет видеться жесткой и несправедливой, против которой надо протестовать, а терпеть – неправильно. То есть, по сути, и сформируются либеральные политические взгляды, ориентированные на освобождение человека от закоснелых догм и оскорбительных ограничений.
Пример из практики
Ко мне обратился молодой человек по имени Валентин (имя, биографические данные и ряд других данных изменены в целях сохранения конфиденциальности). Родители Валентина развелись, когда ему было около трех лет. Мать воспитывала его одна, при этом и работая, и занимаясь домом.
Поэтому, как это нередко бывает в неполных семьях, женщина не справлялась с двойной родительской функцией. Ведь одному родителю довольно сложно быть и отцом ребенку (который в норме выполняет функцию воспитания, установления правил и вывода ребенка во внешний мир) и матерью (которая в норме берет на себя функцию помощи ребенку в понимании его чувств и здоровое обхождение с ними, а также уход).
Поэтому воспитательные усилия матери Валентина были жесткими и непоследовательными: все ее силы уходили на работу в попытке обеспечить семью. При этом взрослеющий Валентин быстро понял: если у него возникают проблемы, ожидать помощи от матери нельзя; он мог рассчитывать только на себя.
Так, со временем, политические взгляды Валентина и его отношение к миру в целом сформировались из его опыта взаимодействия с фигурой отца, которая отсутствовала, а его функции выполнялись матерью в жесткой, категоричной и требовательной форме («обязан сделать, как я сказала; не получилось – пеняй на себя»). У Валентина сформировалось глубинное ощущение, что Власть – это когда кто-то, кто занимается не своим делом, делает это жестоко и несправедливо.
Поэтому лучшая жизненная стратегия, которую ему стоит выбрать – это держаться подальше от такой власти (Валентин переехал в Москву от матери через полстраны), максимально обеспечить себе свободу и рассчитывать только на себя. Как несложно заметить, комплекс либеральных взглядов выглядит очень похожим образом.
Другой пример из практики
Алексей (имя, биографические данные и ряд других данных изменены в целях сохранения конфиденциальности) родился в семье, где родители развелись, когда ему исполнился всего год, и обратился ко мне с темами, связанными с вопросами мужественности, создания семьи и отцовства.
После развода с отцом его мать не вышла замуж, посвятив себя воспитанию сына и работе. Но у нее был старший брат, с которым у нее были очень теплые и близкие отношения, и этот брат принимал активное участие в воспитании Алексея: как мог, старался заместить отсутствующую фигуру отца, стать для мальчика наставником, опорой.
В дальнейшем Алексей поступил в кадетское училище, но карьеру военного не выбрал, вернувшись после окончания учебы на гражданскую работу.
Несмотря на то, что у Алексея, как и у Валентина, в семье отсутствовал отец, его жизнь сложилась так, что рядом с ним были две замещающие отца фигуры, среди которых по крайней мере одна была благожелательно настроена к нему – дядя. Второй такой фигурой стала обобщённая, надличностная, структура — кадетское училище.
Наличие этих фигур таким образом сформировало опыт Алексея, что образ Власти, Отца, Правил не нес для него негативную оценку как что-то жестокое и несправедливое. Тема противодействия власти, ее несправедливости и протеста не прослеживалась в том, как Алексей видит мир: ведь то, что не болит, в жизни (и в кабинете психолога) почти не звучит…
Что это все означает? Подведем итоги
Ранний опыт взаимодействия ребенка с родителями столь важен, что его значение трудно переоценить. Особенности этого опыта влияют и на то, каких политических взглядов начинает придерживаться человек, и ключевое в этом будет то, насколько успешно будет проходить в жизни ребенка установка границ и правил.
Если эти правила устанавливаются жестоко и сверх-требовательно, высокомерно или даже садистично, то у ребенка формируется отношение к правилам как к чему-то несправедливому, нечестному, унизительному, лживому, фальшивому, и будет, вместо принятия этих правил, вызывать злость и протест.
Если же обозначение границ проходят в доброжелательной, но при этом твердой манере, у ребенка появляется больше возможностей принимать границы и правила как что-то, может, и не всегда ему нравящееся, но как что-то вполне терпимое и в чем-то даже полезное.
В дальнейшем такому ребенку будет легче принимать различные социальные правила и ограничения как что-то, являющееся частью жизни, это не будет в очень высокой степени вызывать протест и злость — а значит, в дальнейшем позволит такому ребенку во взрослой жизни достаточно гармонично находить свое место в обществе (которое имеет, к слову сказать, иерархическую природу и в котором правила важны).
О чем важно помнить
Установление правил и границ – одна из важнейших задач родителей в воспитании ребенка. Обычно (но, увы, не всегда!) с этой задачей лучше справляется отец. Поэтому в неполных семьях процесс установления границ и правил может проходить сложнее, чем в полных семьях.
Поэтому важно, чтобы у женщины, воспитывающей ребенка без мужа, в близком доступе могли оказаться другие — замещающие — мужские фигуры, которые хотя бы частично смогут взять на себя такую функцию: брат женщины, как в истории Алексея, или ее отец, или тренер спортивной секции, или хотя бы обобщенная надличностная структура типа кадетского училища.
Означает ли это, что люди, придерживающиеся консервативных политических взглядов, не имеют проблем с отцами? Конечно же, нет: они вполне могут быть. Но полученный в детстве положительный опыт принятия правил и ограничений позволяет людям (обоих полов) более уверенно и спокойно ощущать себя в обществе, на работе и во внешнем мире в целом. А это, наверное, уже немало, за кого бы такой человек не голосовал на выборах.
Евгений Махлин, психоаналитический психолог